Nimiruda Практические занятия Творческая самореализация личности: 4 краеугольных камня.

Творческая самореализация личности: 4 краеугольных камня.


Творческая самореализация личности является одной из основных веток развития человека. Создавая что-то новое невозможно стоять на месте, вам приходится идти вперед, не оглядываясь на прошлые ситуации, извлекая из них только полезный опыт.

В этой статье вы узнаете о том, как встать на путь творческой реализации собственных возможностей и что не следует делать на начальных этапах саморазвития.

Много ли легальных способов стать по-настоящему счастливым в наше время? Как вырваться за пределы серых будней и начать жить истинно «своей» жизнью? Есть немало тех, кого принято звать «офисным планктоном», но они искренне считают себя «креативщиками» в душе. Однако настоящая творческая самореализация личности – сложнее перекрестка трех дорог. Человек не знает, в какой точке начать процесс самореализации. Какие предпринять первые шаги, и что за препятствия могут его поджидать на сложном пути раскрытия потенциала? Некоторые годами вынашивают ценные идеи. Но для их воплощения нет сил и времени. Третьи не понимают, какой путь выбрать. Но если внутри есть желание стать творческой личностью, нужно крепко-накрепко запомнить одно правило. Творческое возрождение – это реальный, хотя и длительный процесс, которому можно и необходимо учиться.

1. «Труд – это 90% успеха»

Математики относятся с налетом пренебрежения к креативщикам. Анекдот «Сегодня ты – гуманитарий, а завтра моешь планетарий» стар, но по-своему правдив. Хвала богам, времена изменились, и творческие личности сейчас очень востребованы. Но раз уж подобное отношение со стороны «технарей» существует, то почему бы не стать «плохими» до конца? Например, своровать пару-тройку техник, которыми пользуется в своей нелегкой профессиональной жизни «технарь». Применять их опыт можно не только для решения сложных логарифмов. (Хотя творческая самореализация личности может лежать и в этой плоскости.)

Рассмотрим исследования Барбары Оакли. Она – доктор наук, соавтор известного курса «Учитесь учиться» Калифорнийского университета.  После выпуска из школы Барбара поступила на службу в армию. Далее она решила бросить себе вызов – посмотреть, сможет ли ее мозг перестроиться на изучение точных наук. До этого Барбара работала переводчиком с русского языка на Беринговом море. Оакли получила степень бакалавра электротехники.

Чем будет полезен разработанный Барбарой курс? Смогут ли из него извлечь пользу творческие люди? Многих терзают сомнения. Действительно ли возможен скачок способностей во взрослом возрасте? Как насчет существенного повышения мастерства в профессии? Ученые из Калифорнии отвечают на этот вопрос утвердительно. Творческая самореализация личности возможна.  Для этого полезны разработанные учеными техники обучения.

Исследователи во главе с Оакли выделяют два типа внимания: сконцентрированное на конкретном объекте и рассеянное. Услышав эту классификацию, возникает соблазн обозначить первый тип как более важный. Но оба вида сосредоточенности осуществляют одинаковую роль.

Во время обработки информации в мозгу прокладываются новые нейронные пути. Они укрепляются при ее воспроизведении. Затем наступает время, когда обучающийся отдыхает от выполняемой задачи. Например, он отвлекается от рисования эскиза или попыток запомнить формулу, и идет в магазин. В это время бессознательный разум продолжает обрабатывать поступившие данные. Такое обучение – лучший метод отточить навыки. Творческая самореализация личности в науке и искусстве происходит по одному шаблону. Классический пример: Менделеев увидел таблицу периодических элементов во сне.

Воспроизведение: ключ к новому навыку

Воспроизведение информации, как выяснила Оакли – значительная составляющая творческого развития. Саморазвитие в свете этих представлений – не самый легкий путь. Намного легче продолжать серую и однообразную в пределах «зоны комфорта». Но вернемся к советам ученых. Одно воспроизведение способно дать больше знаний, чем несколько десятков раз прочтений. А значит, творческий процесс направляется в русло развития. Можно всю жизнь любоваться картинами Сальвадора Дали, но не использовать полученное вдохновение даже для небольшой зарисовки. Или каждый вечер пролистывать журнал выкроек, но не сшить ни одной модели платья до конца своих дней. Творческая самореализация личности сопровождается усилиями. При этом на начальных порах редкий автор оценит свое детище как шедевр.

При воспроизведении той или иной формулы, она укореняется очень крепко. Этот секрет мастерства знает каждый хорошо обученный специалист. Творческая личность – далеко не тот, кто в блаженной неге ожидает прихода новых идей, чтобы тотчас же воплотить их на бумаге или глиняном слепке. Плох художник, который  не обладает технически отточенным навыком рисования.  Для него окажется невозможным реализовать появившуюся идею в той форме, в которой она явилась его внутреннему взору.

Процесс самореализации бывает долгим. Но он доступен каждому, кто прилагает волевые усилия. Две тысячи часов тренировки в той или иной сфере свойственны любителю. Очень редко при подобной подготовке становятся учителем в школе. Восемь тысяч часов отличают «середнячка». А начиная от 10 тысяч часов тренировок человека уже можно назвать профессионалом. Здесь  уже имеются реальные результаты.

2. Творческая самореализация личности: убираем внутренние блоки

Внутренние блоки – серьезное препятствие на пути к саморазвитию.  «Мне слишком много лет, чтобы изучать дизайн» — скажет женщина 50-60 лет. Может, ей хватит духу пойти учиться. Естественно, она обнаружит себя намного старше сокурсников. Но еще эта женщина обнаружит следующее: жажду знаний и желание настоящим дизайнером. Ее внимание и ум будут полностью сконцентрированы на драгоценной информации, получаемой от преподавателей.

Развитие личности – процесс, мало зависящий от паспортного возраста. Те, кто не реализовал свой потенциал, нередко убеждают себя в невозможности заняться любимым делом. «Что подумает семья, если я снова начну учиться играть на фортепиано?», — спросит себя престарелый отец семейства.  Одни считают себя «слишком старыми». Третьи – слишком «молодыми»  для любимого занятия.  Но все эти люди, которые сами тормозят свое творческое развитие, нуждаются в небольшой толике сумасшествия. Оно необходимо для начала творческого прорыва.

Люди спрашивают себя: «Сколько времени нужно, чтобы научиться танцевать?». Возможно, на это уйдет год. Или пять. Такой срок кажется вечностью. Само его наличие отталкивает от начала занятий творчеством. Вместо того, чтобы предпринимать небольшие, но регулярные, шажки, люди застревают в бесконечных сомнениях и колебаниях. Чтобы преодолеть этот блок, нужно обзавестись жизнеутверждающей психологической установкой. Звучит она так: «Быть новичком – это большое счастье». Всякий раз, когда будут одолевать сомнения, повторяйте эту волшебную фразу. Она не позволит разрушительным мысленным блокам сбить вас с тропинки творчества.

3. Секрет творческих способностей

Если рассмотреть биографии певцов, актеров, художников, писателей, можно прийти к одному закономерному вопросу. Почему именно эти люди добились успеха? Ведь жили они в той же среде, что и ровесники. Они посещали  те же детсады, школы, питались одной манной кашей. Да, можно сделать скидку на генетическую предрасположенность. Однако доказано, что без огранки талант обречен на гибель. Помимо недюжинной трудоспособности и желания развиваться в своей сфере, творческая самореализация личности предполагает еще один навык. Заключается он в умении сочетать обычные элементы в новой последовательности. Многие называют его главным секретом креативного подхода. Творчество – это сочетание старых, привычных частей непривычным образом.

Примечание: к результату приводят только те комбинации, которые порождают собой новое свойство.  Сочетание вилки и ластика вряд ли окажется полезным. У творческого человека в процессе самореализации мысленный взгляд постоянно выхватывает из обыденной жизни нечто новое. Мысленно он комбинирует различные элементы. Этот процесс напоминает больше забавную игру, нежели трудовую повинность. Иногда такие сочетания могут вызвать лишь улыбку у окружающих. А иногда одна из тысячи или даже сотни комбинаций становится шедевром мирового масштаба – по крайней мере, никто не может доказать обратного.

Творческая самореализация личности предполагает практически непрерывным процесс комбинации различных вариантов. Например, однажды ученый Томас Эдисон заполнял анкету. В графе ответа на вопрос «Чем вы интересуетесь?» изобретатель вписал: «Всем».

4. Как бороться с творческим «тупиком»

Нельзя разрешать себе упираться в творческий тупик. Саморазвитие должно стать непрерывным процессом. Например, венгерская переводчица по имени Като Ломб так подбодряла своих читателей: «Если изучение иностранного языка оказалось заброшенным, не стоит без конца винить себя за это. Начните занятия снова, с простых упражнений. Послушайте песню на изучаемом языке. Просмотрите интервью с любимым артистом. Главное – занятия должны продолжаться».

Иногда обстоятельства складываются так, что поневоле приходится забросить определенный вид творчества. Тогда необходимо искать другие двери. Есть режиссеры или музыканты, которые по каким-то причинам не смогли реализовать себя в одной сфере. Тогда они не брезгуют самовыражением в других областях. Актер начинает писать роман. Певец или танцор пробует себя в изобразительном искусстве.  Творческая самореализация личности не всегда предполагает развитие в одной сфере раз и до конца жизни. Это известно многим творческим личностям, отличающимся многогранностью таланта – начиная от не требующего представления Леонардо да Винчи и заканчивая звездой российского камерного артхауса Ренатой Литвиновой. Главное – избегать творческого застоя, не обрекая своего внутреннего ребенка на бездействие.

Художники, которые следуют этому правилу, способны выжить в любых условиях. Обыденность и стрессы не смогут разрушить их внутренней целостности. Развитие личности для них не прекращается из-за внешних преград. Но если из той боли, которую причиняет творческому человеку окружающий мир, он не извлекает энергию, тогда она застывает в его душе, отодвинув процесс самореализации на длительный срок. Способ избавления от застоя может быть любым –  написание песни, рисование, танец.

Иногда ваше творческое произведение по каким-либо причинам могут оттолкнуть, или воспринять превратно. Тогда попробуйте дистанцироваться от неприятной ситуации и негативных переживаний. Для этого можно сделать себе небольшой сюрприз. Точнее, он будет адресован не вам, а вашему художественному «Я». Это может быть новый набор красок, букет цветов, покупка отреза нежного шелка для нового проекта.

Вывод:

Чтобы стать творческой личностью, не обязательно обладать генетическим набором Микеланджело или голосом Паваротти. Творчество – процесс, доступный каждому. Научиться созидающей свободе вполне реально – и для домохозяйки с тремя детьми, и для менеджера крупной корпорации. Выполняя несложные рекомендации,  со временем вы заметите, как становитесь все более креативной и разносторонне развитой личностью.

Источник: zazama.ru

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Мандала: значение, виды, как применятьМандала: значение, виды, как применять

Наверняка Вам знакомо понятие «арт-терапия». Тренеры личностного роста, психотерапевты и практикующие психологи используют рисование как способ отражения внутренних конфликтов и снятия напряжения. Одним из способов арт-терапии является работа с мандалой.  Что