Тайна Храма Гроба Господня в Иерусалиме

0
395
Тайна Храма Гроба Господня в Иерусалиме

Храмовый комплекс Гроба Господня построен, как считается, на том самом месте, где, согласно Священному Писанию, был распят и погребен Иисус Христос.

Предположительно, первая церковь там была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году, а в XII веке крестоносцы объединили все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса, под крышей одной базилики

Зоны влияния

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви неравномерно. Наибольшая часть принадлежит Иерусалимской (православной) церкви, которая оберегает главные святыни и осуществляет общее администрирование.

Православная

Северный придел Голгофы (придел Распятия), соборная церковь Воскресения (Кафоликон), большая часть галерей ротонды, придел Уз Христовых, капелла Лонгина Сотника, капелла Тернового Венца (Глумления), капелла Обретения Креста (совместно с римо-католиками), капелла Адамовой головы (под Голгофой); во дворе: колокольня, церковь Сорока Севастийских Мучеников, церковь Жен-мироносиц, церковь Иакова, Авраамиев монастырь.

Римско-католическая

Церковь францисканцев, южный придел Голгофы (придел Пригвождения), капелла Обретения Креста (совместно с православными греками), придел, где Христос явился Марии Магдалине, церковь Явления (где воскресший Христос явился Богородице), часть галерей второго яруса ротонды, капелла франков (часовня Богоматери Скорбящей).

Армянская

Церковь Святой Елены, придел Трех Марий, капелла Разделения Риз, церковь Иоанна Богослова, приделы Никодима и Иосифа Аримафейского (ранее принадлежали Сирийской церкви), часть галерей ротонды.

Коптская

Придел в западной части Кувуклии, несколько помещений в галерее ротонды, капелла Святого Михаила.

Сирийская

Имеет право на воскресные и праздничные службы в приделе Никодима.

Эфиопская

Капелла Четырех священных животных (над коптской капеллой Святого Михаила) и монастырь на крыше капеллы Святой Елены.

Кувуклия

Под большим куполом в центре ротонды Воскресения стоит часовня Гроба Господня (Кувуклия). Она находится в совместном пользовании разных конфессий. Площадь Кувуклии 8,3 х 5,9 м. Часовня состоит из двух частей: западная — непосредственно Святая пещера, где заключен Гроб Господень, восточная — придел Ангела, где находится фрагмент камня, по преданию, отваленного ангелом от входа в пещеру. Из придела выходят два окна для передачи Благодатного огня: северное — для православных, южное — для приверженцев Армянской церкви. С западной стороны Кувуклии — небольшая часовня, принадлежащая коптам, которые когда-то отдали за нее армянам монастырь в Египте.

Кафоликон

Соборный храм Иерусалимского патриархата увенчан малым куполом с изображением Христа Вседержителя. Люстра Кафоликона — подарок Русской православной церкви. Точно под куполом, напротив входа в Кувуклию, стоит каменная ваза, прикованная цепью к полу. Это мезомфалос — «пуп Земли». Он символизирует центр стремления всех христиан мира к главной святыне.

Голгофа

Гора, над которой построен храм, поделена между католиками и православными. Под православным алтарем есть отверстие в полу якобы над тем самым местом, где был водружен Крест с распятым на нем Иисусом. Можно опустить туда руку и прикоснуться к Голгофе. По христианскому преданию, под горой похоронен первый человек — Адам. Поэтому часто на иконах под распятием изображают его череп. Верующие считают, что в тот момент, когда сотник Лонгин проткнул тело Христа копьем, началось землетрясение и Голгофа раскололась (трещину можно видеть через стекло в стене). Дождь смыл с тела Иисуса кровь, которая через расщелину потекла на череп Адама и смыла первородный грех со всего человечества.

Церковь Святой Елены

По преданию, царица Елена в 326 году обнаружила здесь три креста с гвоздями. Как известно, на двух из них были распяты разбойники. Чтобы определить, на каком был распят Иисус, кресты поочередно прикладывали к умершему человеку. Тот якобы ожил, когда его коснулся Животворящий Крест. Елена организовала раскопки, очистила местность от языческих храмов и заложила церковь Вознесения Христова. Императрицу причислили к лику святых как равноапостольную. Из часовни Святой Елены 13 ступенек ведут вниз, к капелле Обретенного Креста.

Вход в Храм

Двери, которые отпирает и запирает Ваджих Нусейбе. Слева от них — «рассеченная колонна». По православному преданию, трещина появилась в Великую субботу 1579 года, когда армяне подкупили султана, чтобы им разрешили единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. Поэтому греки остались за воротами. Но пока они молились, удар молнии расщепил колонну, из которой брызнул огонь. Так православные, не попавшие в храм, его получили. Свидетелем чуда якобы был турецкий стражник, который со словами «Я — христианин» спрыгнул с анфилады высотой 10 метров и остался жив. Правда, ненадолго — мусульмане его за это обезглавили. Кстати, в храме сразу за дверями слева находится диван турецкой стражи.

Капелла франков

Ступеньки наружной лестницы справа от входа ведут в Капеллу франков, принадлежащую ордену францисканцев (она же часовня Богоматери Скорбящей). Когда-то здесь был отдельный вход на Голгофу. На первом этаже, под римско-католическим приделом, православная часовня Марии Египетской.
vokrugsveta.ru

***

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.

Протестанты считают, что гроб Господень находится за стеной Старого города. Другие доказывают, что стены Иерусалима две тысячи лет назад были не там, где сейчас, а потому место захоронения вполне может находиться на территории Храма Господня, то есть почти в центре современного Старого города.
Археологи, проводящие раскопки в подземелье Храма Гроба Господня, нашли не только захоронения, но в своё время, якобы, была найдена табличка с надписью IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Понятно, что Голгофа не может находиться вместе с гробом, но тем не менее в Храме они расположены почти рядом.
Подлинно ли то место, это вопрос веры! Если верите – то подлинное, если не верите – ищете сомнения. В конце концов не это важно. Важно, каким человек входит в храм и каким он из него выходит – меняется ли что-то в душе его, происходит ли преображение или не происходит ничего. С утра в Храме Гроба Господня совсем другая атмосфера, как и вечером перед закрытием. Не хочется уходить. Место, конечно, намоленное. Чистые высокие вибрации. Хотя и суеты много.
А в середине дня при обилии экскурсий Храм становится похож на проходное место. Все спешат, молятся, ставят свечи, отбивают поклоны, и тут же грешат – у кого-то звонил мобильник, кто-то пил кофе.
Не знаю, возникает ли Благодатный огонь непроизвольно в результате действия Высших сил, но возле Благодатного огня всегда очередь.
В греческой церкви, например, совершенно не важно, где ставишь свечу, потому что всё в голове. Пение греческое диссонансное и не такое красивое, как православное или католическое, но более каноничное (то есть более правильное).
Моя знакомая попросила меня привезти свечу из Храма Гроба Господня. Я, конечно, мог купить точно такую же свечу в любой лавке Иерусалима, но решил выполнить её просьбу. В Храме Гроба Господня есть небольшая комнатка, где продаются свечи, крестики и прочая атрибутика. Ценников не было, и потому, указав на свечу средних размеров, я спросил, сколько стоит. Торговец в рясе назвал мне несоразмерно высокую цену. Поскольку я был ограничен в средствах, то решил купить свечу поменьше. Я подал деньги, равные цене небольшой свечи, но вместо этого получил свечу средних размеров, которую первоначально хотел купить.
В центре храма находится Куву́клия (греч. Κουβούκλιον то есть «покой, царская опочивальня», лат. Cubiculum) — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Гроба Господня в Иерусалиме заключает в себе Гроб Господень – величайшую христианскую святыню. Собственно Гроб Господень – малое (1,93 х 2,07 м) внутреннее западное помещение. В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Исус Христос был погребён после Распятия и на третий день воскрес.

 Я заходил в Кувуклию три раза, и каждый раз испытывал странное чувство. Больше всего меня поражало, что люди почитают это место как святыню. Они хотят прикоснуться к святости, хотят очиститься, стать лучше. Хотя для некоторых это просто посещение достопримечательностей. У входа в кувуклию кто-то сидел и разговаривал, кто-то вынул мобильник, запахло кофе, – так что дежуривший у входа греческий монах вынужден был даже крикнуть на них – «ХрИстос! ХрИстос!!» – указывая на недопустимость подобных действий. В общем, КАЖДОМУ ПО ВЕРЕ ЕГО! Людям нужна святыня, которую они могли бы лицезреть, потрогать, вокруг которой хотели бы объединиться. Суть ритуалов не просто в поклонении, а в настройке, своеобразной кодировке на приобщение к высшим состояниям и очистительным переживаниям. Без этого любая реликвия – чистой воды идолопоклонство! Соблюдать ритуалы легче, чем любить врагов своих! Главное не слова, главное – ЛЮБИТЬ!
Вместо того чтобы рассказывать о «сказочных» «чудесах» с хлебами и рыбками, нужно привлечь внимание к главному чуду – чуду любви, которая творит чудеса! Если акцентировать внимание на том, что Иисус Назорей был богом, тогда это можно расценивать как оправдание человеческой слабости и греховности: мол, Он – БОГ, а мы всего лишь люди, и нам не под силу такая любовь, как любил Христос, Бог для людей не может быть образцом для подражания. Для меня же главное содержание жизни Исуса это подвиг любви! – пример, как можно и нужно любить несмотря ни на что! Апостолы видели в Исусе лидера политической революции, а он пришёл свершить революцию духа! Меня в большей степени волнует духовный подвиг Исуса, а не его мессианская деятельность. Подвиг любви Исуса (а любить врагов это подвиг!) изменил мир! Христос научил мир любви – любить несмотря ни на что даже врагов своих! Каким бы сейчас был мир, если бы не было Исуса из Назарета? Безусловно, мир был бы иным. Если бы ещё был…
В Нагорной проповеди, Исус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20).
“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.6:21).
Святость не в свечках и не в целовании икон, а в любви, в способности любить несмотря ни на что даже врагов своих! Но что поделать, если людям нужны атрибуты веры, будь то плащаница, святой Грааль, иконы и прочее. Я лично за всё, что помогает и способствует человеку любить и творить добро, — будь то крестик на шее или иконы. Но против всего, что служит лишь внешним прикрытием творимого зла и лицемерным оправданием нелюбви. Гадалки, талисманы только отвлекают от духа в себе. Когда я общался с представителями различных церквей, то очень быстро убеждался, что их интересует не Истина, а своя вера. Господь живет в душах наших! Я лично не против церкви как сообщества верующих людей, но против церковников, превративших распятие в украшение, а веру в промысел. В храмах обряды заменили любовь практическую, а жертвоприношения подменили самоотверженность любви. Да что говорить, Христа распятого продают!
Кофырин Николай, diletant.ru

Иерусалим.

Читаем в Книге «Краткая политическая География» /Императорская академия наук. 1745 год/:

А вот интересно куда, по мнению историков 18 века, ходили рыцари с крестовыми походами ? Явно не в Палестину. А вот интересно куда, по мнению историков 18 века, ходили рыцари с крестовыми походами ? Явно не в Палестину .
Да и какой город показывают туристам ?
Пермяков Владимир.

Даже меры Гроба Господня несли его сакральную силу

 Леонид Андреевич Беляев — доктор исторических наук, завсектором археологии Москвы Института археологии РАН

В СОВРЕМЕННЫХ атласах по истории Средних веков есть карты, необычные для других историко-географических сводов. Это карты путей паломников и тех центров, к которым стремился средневековый пилигрим. Извилистые дороги, как ручьи, сбегаются, как к озерам, к святилищам, образуя местами довольно густую сеть. Ее средоточие — земной центр христианского мироздания, Палестина, в сердце которой — Иерусалим с храмом Гроба Господня.

Храм Гроба ГосподняФото: Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня возведен на месте, на котором, по преданиям, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Первая церковь Гроба Господня была сооружена здесь в 335 году. В дальнейшем он несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся… В 1808 г. случился огромный пожар, после которого храм в 1810 г. был вновь отстроен в том виде, в котором существует до сих пор.

Храм Гроба Господня разделен между шестью конфессиями христианской церкви: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, – каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Из-за постоянных конфликтов различных христианских церквей между собой, ключи от Храма Гроба Господня хранятся у двух мусульманских семейств. На территории храма расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

В центральном притворе храма находится камень Помазания. Согласно Евангелию, сюда положили тело Христа для его умащения миром. Священный камень прикрыт плитой с надписями. Над камнем Помазания висит балдахин и горят 8 лампад – по числу представленных в храме христианских конфессий.

Слева от камня Помазания на каменном полу – мраморный круг, символизирующий место, где стояла Богоматерь, когда умащали тело Христа. Справа находится вход на Голгофу, куда ведут две мраморные лестницы. Здесь установлен греческий православный алтарь, под ним серебряный диск, указывающий место, где стоял Крест.

Кувуклия – гробница Христа, вокруг которой накануне православной Пасхи собираются паломники со всего мира, ожидая чуда схождения Благодатного огня. Кувуклия увенчана куполом в русском стиле и богата украшена. Заслуживают внимания также часовни святой равноапостольской царицы Елены и Обретения святого Животворящего Креста. По легенде, святая Елена нашла в старой иерусалимской каменоломне три креста (Христа и двух разбойников), табличку и три гвоздя. На том месте, где был обретен крест, установлена мраморная плита.

Источник: culturelandshaft.wordpress.com

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here